Загадка Федора Толстого

В 1821 году граф Федор Петрович Толстой создал медаль «Тройственный союз». Она хорошо известна исследователям. Недавно в одной из частных коллекций был обнаружен очень интересный предмет – стеклянный круглый пласт с копией медали, выполненный в технике глубокой матовой гравировки. Великолепная находка произвела совершенно ошеломляющее впечатление и вызвала множество вопросов. Когда, где и кем было создано произведение?

Союз Государей для спасения Европы был заключен в 1821 году.
На медали в честь этого события автор изобразил фигуры, символизирующие объединение Австрии, Пруссии и России, в виде средневековых рыцарей. Центром композиции является русский витязь – Александр I, который представляет страну-победительницу в войне с Наполеоном. Слева король Пруссии, справа – австрийский император. Гравировка на стеклянном пласте, повторяющая медаль, выполнена с тыльной стороны, в технике интальо (т.е. с глубоким проникновением резца в массу стеклянного пласта). На постаменте находится надпись «Изобрелъ и работалъ гр: Феодоръ Толстой. 1823». Диаметр стеклянного пласта (13 см) меньше медального на 3 см. В остальном ни композиционно, ни в деталях сюжет не отличается от прообраза. Отсюда возникает самый главный вопрос – кто был автором этой великолепной работы?

Для того, чтобы на него ответить, необходимо обратиться к творчеству Федора Петровича Толстого. Он родился 10 февраля 1783 года в знатной семье в Петербурге. Все дети, а их было 13, с малых лет обучались рисованию, рукоделию, ремеслам. Мальчики умели столярничать, плотничать, слесарничать. Эти сведения очень важны для понимания природы творчества Федора Толстого, который проявлял свой талант во многих видах художества. Родители поощряли любовь сына к рисованию, но не допускали мысль о профессиональном образовании. Будущее талантливого ребенка связывали с военной карьерой, тем не менее, судьба распорядилась иначе, и юный морской офицер посвятил свою жизнь искусству. В 1802 году он поступает вольнослушателем в Академию художеств, в 1804-м подает в отставку к большому негодованию многочисленных родственников. Его успехи в рисовании и скульптуре были столь велики, что в двадцатилетнем возрасте Федор Толстой становится почетным членом Академии художеств.

В 1810 году начинается его деятельность медальера. Молодой выпускник Академии художеств глубоко вникает в практику изготовления медалей и овладевает всеми этапами их создания – от рисунка до выбивания формы. Он осваивает все технические приемы – ковку, закалку, вырезание штемпелей и пуансонов (штампики для воспроизведения мелких деталей). Медали Федора Толстого отражают мировоззрение художника, его понимание искусства сквозь призму античности. Толстой высказывается против «бестолковых аллегорий» и «карикатурной театрализации», против всего, что было «несообразно с природой» и «лишено понятия о художестве и перспективе». «Сочинение порученных мне медалей... я полагал производить в античном греческом вкусе, как лучшем в изящных вкусах» (1). Отечественная война 1812–14 годов всколыхнула патриотические чувства русских людей, обратила взоры к славному прошлому и героическому настоящему. В 1814 году Толстой приступает к созданию задуманной им серии медалей, посвященных войне с Наполеоном Бонапартом. «… Дерзнул я изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813, 1814 годов и передать потомкам не дела, удивившие вселенную, нет … я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших…». Художник-патриот выражает свои чувства высоким слогом античных образов. Именно в античности художник находит высокий идеал гражданских чувств и воинской доблести и как последовательный классицист стремится воплотить дух великой эпохи в реалиях жизни. Столь трепетное отношение к миру древних греков обнаруживало романтическое состояние души художника. Федора Толстого можно назвать истинным классицистом и тайным романтиком. С 1814 по 1816 год Ф.П. Толстой создает рисунки своих будущих памятных медалей, а затем приступает к работе над ними. Его труд продолжался двадцать лет. «По замыслу и выполнению эта серия замечательна… Ни одна страна не создала ничего более прекрасного в течение последних столетий», – так писали в письме к Толстому медальеры Венской Академии художеств. Медали, десятой по счету, названной «Тройственный союз», предшествовал рисунок 1816 года пером и сепией с надписью: «Изобрелъ и рисовалъ графъ Феодор Толстой». В 1821-м появляется восковая на аспидной доске модель с надписью «Сочин: и работ: гр: Феодоръ Толстой». Затем она была повторена в гипсе. Все гипсовые отливки с медалей художник делал сам и достигал предельной чистоты формы («без пятен на фоне», который тонировался голубым, а фигуры оставались белыми). В этой работе лучшим ему помощником стала первая жена – красавица и умница – графиня Анна Федоровна. Как вспоминает их младшая дочь Мария (в замужестве Каменская), «чтобы избавить художника от чисто механического труда, маменька научилась этой премудрости и всегда отливала их (алебастровые снимки) сама».

Работая над восковой моделью, Ф.П. Толстой предельно ясно воплощал свои идеи в композиции, утверждая, что «всякий, смотрящий на готовую медаль, мог, не прибегая к подписи, узнать, на какой случай она выбита». Настойчивое желание постичь все тайны мастерства не только в медальерном искусстве, но и во всех видах художества, в которых развивался многогранный талант Толстого, стало основой его творчества. Он экспериментатор, его интересует все – материал, состав красок, технологии и приемы декорирования. Зная его натуру, мы вправе предполагать, что медальер и график, живописец и скульптор, декоратор и создатель проектов мебели и светильников, великий Толстой мог попробовать свои силы и в гравировке стекла.

В мемуарах Ф.П. Толстого описана такая история. В самом начале XIX века в руки будущего художника, а в то время выпускника Морского корпуса, попала любопытная вещица – «стеклянный каме (камея. – Е.Д.), изображающий портрет генерала Наполеона» (т.е. это произошло до 1804 года – года коронования Бонапарта). Далее художник пишет: «Эта вещица мне очень понравилась, и я, на моем рабочем столе взяв огарок чистого воску, подкрасил его тельным цветом и выложил с помощью ножичка и булавки копию, и очень верную, с этой каме». Итак, из воспоминаний становится ясно, что Толстой был знаком с резьбой по стеклу. В дальнейшем свои восковые модели он нередко выполнял на стекле, так что этот материал не был ему чужим. Зная экспериментаторский характер Толстого, можно предположить, что он пробовал себя и в гравировке стекла.

Стеклянный пласт с медали «Тройственный союз» появился, согласно дате, в 1823-м. При всей тщательности глубокой гравировки и точности мельчайших деталей нижняя часть композиции осталась незаконченной. На стеклянном пласте стоит подпись «Изобрелъ и работалъ...», на рисунке сепией и пером – «Изобрелъ и рисовалъ...», на восковом медальоне – «Сочин: и работ:...». Словом «сочинил» подчеркивается содержательная часть работы, а «изобрел» – больше относится к технологии. Возможно, этим словом Ф.П. Толстой обозначил свой эксперимент в стекле.

Художник владел многообразными графическими приемами, предпочитая рисунок пером в сочетании с сепией в авторском варианте. В этой технике выполнены рисунки к будущим памятным медалям. В их безукоризненном композиционном решении, энергичной линии, четком силуэте доминирует пластика, а не графика. Скульптурное начало присуще и резьбе на стеклянном пласте. Несмотря на камерные размеры восковых медальонов, рисунков и стеклянного пласта, они обладают внутренней монументальностью.


Резьба по стеклу – работа особенная, она требует определенных навыков и знания технологии. Любая погрешность неизбежно проявится сквозь прозрачную лицевую поверхность (подобный прием гравировки стекла с тыльной стороныполучил развитие в XVIII века при украшении венецианских и богемских зеркал).
Техника воспроизведения медали на стеклянном пласте очень напоминает приемы Федора Толстого в работе с металлом (медью или сталью). Формы для своих будущих медалей на основе собственных эскизов он всегда резал сам, безукоризненно точным резцом прорабатывая каждый штрих, так как исправления не допускались. И на представленном здесь пласте глубокое проникновение резца в массу стекла очень напоминает метод работы с металлической формой. Характер полученного изображения интальо выдает руку медальера и скульптора, а не гравера по стеклу.

Предположение, что создателем стеклянного пласта «Тройственный союз» мог быть Толстой, не исключает и другие версии его происхождения. Вполне вероятно, что художник мог обратиться к известным мастерам Императорского стеклянного завода. В 1820 годах в мастерской резьбы и шлифовки работали замечательные граверы, среди которых выделялся Лев Максимович Карамышев (1790–1836). Он был «единственный, кто владел мастерством резной хрустальной скульптуры» (2). В 1820 годах творчество Карамышева находилось в расцвете. Восторг современников вызывали его «фигуры голов под мат» (матирование – создание непрозрачной поверхности стекла механическим способом. – Е.Д.), представленные на Первой Российской промышленной выставке в 1829 году. Вполне допустимо, что именно Карамышев работал над гравировкой стеклянного пласта. Однако вредя ли он поставил бы подпись «Изобрелъ и работалъ гр: Феодоръ Толстой. 1823». Практика показывает, что на копиях сюжетов Толстого в стекле (1830–40 годы) и металле (середина XIX века) всегда ставилась дата создания оригинала, а медаль «Тройственный союз», как известно, появилась в 1821-м.

Популярность медалей Ф.П. Толстого, посвященных Отечественной войне 1812 года, была велика и сохранялась на протяжении долгого времени. К памятным датам событий войны их воспроизводили в самых различных материалах – гипсе, бронзе, меди, фарфоре, силикатной (опаковой) массе, стекле. В мастерской резьбы и шлифовки Императорского стеклянного завода создается серия хрустальных тарелок, декорированных по борту «алмазной разделкой», а по центру (зеркалу) обработанных серебряной протравой (цементация), которая окрашивала поверхность стекла в золотисто-медовый цвет. На этом теплом цветном фоне осуществлялась матовая бесцветная гравировка, сюжеты которой копируют оригиналы памятных медалей. Тарелки Мпрераторского стеклянного завода, согласно исследованиям специалистов (А.А. Татевосевой, Т.А. Малининой, Н.А. Ашариной), относятся к 1830–40-м годам. Известно, что их гравировал «прусский подданный, художник резного искусства на стекле» Иоганн Губе, с которым был заключен контракт в 1836 году. Условия договора предусматривали обучение резьбе русских мастеров – Гаврилы Глазунова, Константина Плахова и Гаврилы Мужичкова. Из всех сохранившихся тарелок руке Губе принадлежит работа на сюжет медали «Битва при Бриенне» (его манера близка технике богемских граверов круга Бимана – Пеликана). На тарелках с другими сюжетами видны различия в технике резьбы и характере воспроизведения оригинала. Вероятно, они были выполнены обученными русским мастерами. На всех тарелках слова «Изобрелъ и работалъ…» отсутствуют. Под сюжетом всегда ставится надпись с названием и дата создания медали-образца.

Гравировка на тарелках, выполненная в технике неглубокого интальо, заметно отличается от манеры резьбы на стеклянном пласте. Толщина «зеркала» тарелки не позволяла углубляться в массу стекла, и эффект рисунка на стекле получался совершенно иной: он выделялся на цветном фоне и превращался в своего рода миниатюру, созданную рукой традиционного гравера, а не скульптора. Несмотря на тщательное следование образцу, в тарелках заметны некоторые отступления от подлинника (в штрихах, линиях, пропорциях), тогда как на стеклянном пласте резьба с абсолютной точностью воспроизводит оригинал.

Для полноты версий сделаем еще одно предположение: пласт мог появиться к столетию Отечественной войны – в 1912 году. В этом случае есть вероятность, что над ним работал, но не завершил Лавр Орловский – лучший гравер Императорского стеклянного завода, а с 1890-го – цеха (его было принято называть – «Хрустальный шатер») при Императорском фарфоровом заводе. Но Орловский работал в традиционной неглубокой матовой гравировке и невысоком рельефе. Кроме того, он должен был поставить либо дату создания медали (1821), либо дату образования Тройственного союза (1815), а также не воспроизводить надпись «Изобрелъ и работалъ...» и дать название сюжета.

Подводя итоги, следует признать, что дата, поставленная на пласте (1823), вероятно, является датой его реального создания. К сожалению, отсутствие каких-либо документальных свидетельств и воспоминаний не позволяет утвердительно назвать автором резьбы на стеклянном пласте Толстого. Тем не менее основания для этого предположения есть, о чем говорилось выше. Но больше всего убеждает в этом личность художника. Наделенный невероятным трудолюбием, неистребимой пытливостью, стремлением к постижению основ ремесла и проявлению своих талантов в скульптуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, Ф.П. Толстой, несомненно, мог испытать свои силы и в резьбе стекла. Многогранность дарования художника – тому порука. Возможно, что со временем новые находки помогут подтвердить авторство графа Федора Петровича Толстого в отношении представленного здесь произведения.

Примечания

1. Здесь и далее приводятся высказывания Ф.П. Толстого и его дочери М.Ф. Каменской. См.: Записки графа Федора Петровича Толстого. М., 2001; Воспоминания М.Ф. Каменской // Исторический вестник. 1894. Т. 55–58.

2. Императорский стеклянный завод. К 225-летию со дня основания. СПб., 2004. С. 226.

 
Тарелка \
Тарелка \"Освобождение Берлина. 1813\"
Ф.П. Толстой. Тройственный союз. 1821. Воск на аспидной доске
Ф.П. Толстой. Тройственный союз. 1821. Воск на аспидной доске
Ф. П. Толстой.(?) Пласт хрустальный \
Ф. П. Толстой.(?) Пласт хрустальный \"Тройственный союз\". 1823.
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года