Искусство Армении. XX век. Живопись и скульптура из фондов Третьяковской галереи
28 октября — 26 ноября
Вернисаж 27 октября в 17.00
Третьяковская галерея на Крымском Валу
Крымский Вал, 10 (зал 38)
Выставка «Искусство Армении. XX век», составленная из произведений, хранящихся в собрании Третьяковской галереи на Крымском Валу, приурочена к проведению Года Республики Армения в Российской Федерации. Она входит в большую культурную программу, проводимую в рамках этого события.
В фондах Галереи сформирована значительная коллекция произведений армянских мастеров. В основном она была собрана в 1970–1980-е годы. Именно в это время Министерство культуры СССР всесторонне содействовало приобретению многонационального, в том числе армянского, материала в фонды Третьяковской галереи как главного собрания советского искусства. Произведения отбирались на Всесоюзных и персональных выставках, проходивших в Москве, а также во время командировок сотрудников Галереи в Армению, где искусствоведы знакомились с творчеством художников на главных экспозиционных площадках республики и в мастерских. В рамках данного камерного проекта, ограниченного одним экспозиционным залом, демонстрируются живопись и скульптура наиболее ярких представителей искусства республики середины – второй половины XX века – всего около пятидесяти экспонатов.
Ключевые произведения живописи на выставке – полотна Мартироса Сарьяна (1880–1972), выдающегося представителя не только армянской, но и европейской культуры. Это работы, выполненные художником в период его жизни в Ереване в 1930-х – 1960-х годах. Необходимо подчеркнуть, что залы постоянной экспозиции на Крымском Валу не расформировывались для включения произведений в состав данного проекта. Поэтому посетители могут дополнить впечатление от выставки «Искусство Армении. ХХ век» в зале № 14, где представлены полотна Сарьяна 20-х годов.
Одним из любимых учеников Сарьяна был М.Аветисян (1928–1975). Его появление в художественной среде Еревана в 1960-е годы стало заметным явлением. Он возрождал традиции национального искусства, продолжал развитие декоративного направления армянской живописи. Пейзаж «Джаджур» (1959) Аветисяна, представленный на выставке, относится к наиболее значительным из его полотен. В конце 1960-х годов новым словом в искусстве Армении стало произведение С.Мурадяна (род. 1927) «Саженцы» (1969). По рекомендации научных сотрудников Третьяковской галереи оно сразу после Всесоюзной выставки поступило в собрание музея. Отдельными работами представлены классики армянской школы: М.Абегян (1909–1994), О.Каралян (1897–1981), О.Зардарян (1918–1992). В экспозицию вошли полотна других армянских художников – Д.Налбандяна (1906–1993), сестер Ерануи (1910–1998) и Мириам Асламазян (1907–2006), Л.Бажбеук-Меликян (1922–2005).
Собрание Галереи довольно полно отражает развитие армянской скульптуры второй половины ХХ века. В настоящее время эта коллекция насчитывает около 100 произведений. На выставке показана лишь часть из них. Галерея стремилась представить многообразие жанров скульптуры. В экспозиции демонстрируется портрет, созданный Ю.Петросяном (А.Хачатурян. 1980. Шамот), интерпретации образа средневекового армянского историка и просветителя Мовсеса Хоренаци работы Н.Никогосяна и М.Назаряна. Современные мастера расширили жанровую структуру пластики. Они работают и в редком для традиционной армянской скульптуры жанре натюрморта (Ю.Погосян. Груши. 1987. Бронза), и в анималистике (Г.Багдасарян. Красный и черный петухи. 1978. Бронза). Многие скульпторы обращаются к теме классики (С.Казарян. Канон. 1979. Шамот, металл, дерево; Г.Франгулян. Падающая колесница. 1980.
Шамот, ангобы, глазурь). Национальные художники интересно работают в разнообразных скульптурных материалах. Тяготеющая к народной образности статуя Г.Багдасаряна «Мой дед» (1983), выполненная в туфе с характерной для него теплой и пористой поверхностью, соседствует на выставке с жанровой композицией Х.Искандаряна «Сбор тутовника» (1985–1988) из бронзы. Представленные на выставке живописные и скульптурные работы объединены своеобразными чертами армянской изобразительной школы – узнаваемым колоритом, светом, характерной пластикой, – многие из которых определила уникальная природа Армении.
Данный проект в Третьяковской галерее – редкая возможность показать произведения национальной школы, в последнее время почти не выставлявшиеся в экспозиционных залах.
На церемонии открытия выставки ожидается выступление Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Армения в России Армена Багратовича Смбатяна
Информационная поддержка: Эхо Москвы, Радио «Культура», Декоративное искусство, Русское искусство, Интернет–портал «Музеи России» www.museums.ru