Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»

Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»

22 мая — 19 июля 2009
Галеев Галерея
Б.Козихинский пер., 19/6,стр. 1

Многоликий Cамарканд вместил в себя многое: древнюю историю тимуридов и географию «Великого Шелкового пути», медицину и философию Авиценны, астрономию Улугбека. Вспомним, как здесь поверял поэзию алгеброй известнейший гедонист Омар Хайям, как мировая археология обогатилась открытиями Массона и Бартольда. Сюда же добавим величественные руины и великолепные архитектурные комплексы исламского зодчества, самаркандские шахматы – самые древние в мире (VII – VIII вв.). Примерно тогда же (750 год) здесь начали производить бумагу, опередив Европу на шесть столетий. Для более впечатляющей картины не хватает важнейшего элемента цивилизации — изобразительного искусства.

Для русского человека ХХ века (в нашем случае — художника) — нет более родного, ласкающего слух названия азиатской столицы, не просто города, а универсального образа Востока, притягательного для творческого воображения и созидания. Из длинного списка угодивших в «сеть» Самаркандии упомянем лишь троих: Петров-Водкин, Кузнецов, Фальк. Самаркандия — это не просто сумма впечатлений и отражений, это особого рода философия и томительный соблазн.

Среди тех, кто не устоял перед ним, был Виктор Уфимцев — «омский озорник», как назвал его Леонид Мартынов. После дерзких футуристических акций на сибирских просторах ему захотелось новой игры на неведомой территории, и в 1923 году он осуществил свое «паломничество в страну востока». Начал с Самарканда, которому остался предан на всю оставшуюся жизнь. И даже Бухара с Ташкентом, в которых он жил позднее, могут рассматриваться как продолжение Самаркандии.

Русская «присяга» Самарканду всегда трактовалась как протест против европоцентризма, как осознание своей исключительности и своеобразия, не зря Наталья Гончарова публично «отряхала прах Европы» со своих ног и направляла свой «путь к первоисточнику искусств, к Востоку». Не случайно Павел Кузнецов искал вдохновения в азиатских шатрах и степях, позабыв о символистских фонтанах и грезах. Уфимцев окунулся в туркестанскую стихию, имея за плечами лишь хулиганство «Червонной тройки». Но и этот опыт бесценен, он говорит о Самарканде еще одним «наречием».

Выставка представляет архив Уфимцева, который различными музеями страны долгое время расценивался как незначительный в сравнении с живописными произведениями художника. Но сегодня он как раз и выступает основой для понимания творческой и личной биографии Уфимцева. Архив содержит не только дневниковые записи, но и ценнейший документальный фонд: фотографии (в том числе снятые самим Уфимцевым, всерьез увлекавшимся фотоискусством), его рисунки и акварели, автографы многих соратников и коллег, их поэтические упражнения.

Важная часть экспозиции – один из «Кусков жизни» Уфимцева: его авторский альбом 1924-1925 годов, состоящий из более чем 70 рисунков и акварелей. Ничто не может сказать о художнике больше, чем его иллюстрированный дневник — это яркий калейдоскоп самаркандской жизни, наполненный живыми впечатлениями, сдобренный мягким юмором, изобретательно и интересно рассказанный художественными средствами. Предназначенный для дружеского и семейного просмотра альбом может называться «книгой художника» с ясно очерченной творческой концепцией, что ставит его в ряд примеров русского авторского графического униката первой четверти ХХ века.

Самаркандские «Куски жизни» Уфимцева являются в свою очередь продолжением его омских опытов по созданию рукотворных футуристических книжек. Один из них – изданный в 1921 году и известный лишь специалистам «Футуристы – сборник 1» — чудом сохранился в архиве поэта Л.Мартынова. Сборник напоминает малотиражные издания русского авангарда 1910-х гг. и содержит не только стихи омских поэтов, испытавших влияние Давида Бурлюка, но и изобразительный материал, исполненный в технике линогравюры. Он расширяет круг уже казалось бы известных участников русского футуристического движения, вводит в научный обиход еще один «региональный» футуризм (авангард).

Один из таких «авангардов» — узбекистанский — сегодня уже никем не оспаривается. Творчество Уфимцева 1920-х гг. сосуществует на равных с пластическими открытиями таких художников как Волков, Усто Мумин, Курзин, Тансыкбаев. Выставка призвана подтвердить этот статус художника на примере ранее малоизвестного материала, изученного с помощью специалистов Омского музея изобразительных искусств, а также государственных музеев Узбекистана (гг. Нукус, Ташкент, Самарканд).

Выставка, как и альбом, ее сопровождающий — «Уфимцев. Архив», приурочены к юбилейной дате — 110-летию со дня рождения мастера. В октябре 2009 года планируется показ этой выставки в Омском музее.

 
Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»
Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»
Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»
Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»
Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»
Виктор Уфимцев (1899 – 1964). «Самаркандия»
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года